ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА FMSH.RU

РАСПИСАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И СПИСКИ ГРУПП ФМШ FMSH.RU
С 10 ЯНВАРЯ 2024 ГОДА

(окончание зимне-весеннего семестра 2023/24 учебного года: 7, 8 и 10 классы – 28 мая, 9 класс – 14 мая, 11 класс – 30 апреля)


группаклассытематика/направлениедаты/дни/время занятийпреподаватель
Математика
М4117, 8Математикапонедельник, 17:30-19:55.
(20 занятий с 15 января
по 27 мая)
Сергей Генрихович
Чернацкий
М4128, 9, 10Основы теории графовсуббота, 18:45-20:45.
(4 занятия: 2 марта, 16 марта, 30 марта, 13 апреля)
Владимир Витальевич
Дворкин
М4139, 10Тригонометрические уравнения и неравенства. Часть IIсуббота, 17:00-18:30.
(14 занятий с 13 января
по 13 апреля)
Сергей Генрихович
Чернацкий
М4149, 10, 11Логика. Доказательство. Логическое программированиечетверг, 20:00-21:30.
(16 занятий с 11 января
по 25 апреля)
Дмитрий Петрович
Боголюбов
М4159, 10, 11Основы анализа бесконечно малых. Теория пределовсуббота, 18:45-20:45.
(4 занятия с 13 января
по 3 февраля)
Владимир Витальевич
Дворкин
М41610, 11Решение уравненийпятница, 17:30-19:30.
(20 занятий с 12 января
по 24 мая)
Денис Олегович
Илюхин
М41710, 11Введение в неевклидовы геометриисуббота, 18:45-20:45.
(4 занятия с 20 апреля
по 11 мая)
Сергей Генрихович
Чернацкий
Физика
Ф4119Физикапятница, 17:00-20:15.
(18 занятий с 12 января
по 10 мая)
Леонид Александрович
Ашкинази
Ф41210Физикасреда, 17:00-20:15.
(20 занятий с 10 января
по 22 мая)
Леонид Александрович
Ашкинази
Ф41311Физикавторник, 17:00-20:15.
(16 занятий с 16 января
по 30 апреля)
Леонид Александрович
Ашкинази
Информатика
И4117, 8, 9Основы процедурного программирования. Продолжениесреда, 17:30-20:15.
(20 занятий с 10 января
по 22 мая)
Сергей Генрихович
Чернацкий
И41210, 11Алгоритмы и искусство представления данныхпонедельник, 17:00-19:30.
(15 занятий с 15 января
по 29 апреля)
Мария Петровна
Гришкина

Время московское (UTC+3).

          
занятия, продолжающиеся в течение всего семестра; зачёт по ним ставится в конце семестра
          
занятия, состоящие из нескольких блоков, в совокупности покрывающих весь семестр; зачёт может выставляться по каждому блоку отдельно либо в конце семестра по результатам работы на протяжении всех блоков
          
занятия, состоящие из нескольких блоков, не покрывающих весь семестр; зачёт может выставляться по каждому блоку отдельно либо в конце последнего блока
          
занятия, состоящие из одного блока, не покрывающего весь семестр; зачёт ставится по результатам работы в этом блоке

Основы теории графов (для 8, 9 и 10 классов)

Небольшая серия семинаров будет посвящена системе понятий и элементарных теорем теории графов. Поговорим о том, какие задачи легли в основу теории, где в ней чистая геометрия, а где голая практика. В общем, попробуем с помощью этой теории что-нибудь порешать.

Преподаватель:
Владимир Витальевич Дворкин

Тригонометрические уравнения и неравенства. Часть II (для 9 и 10 классов)

В прошлом семестре мы заложили хорошую базу для того, чтобы перейти к неторопливому рассмотрению тригонометрических уравнений и неравенств и методов их решения.

Мы уже знаем, как возникают синус, косинус и другие характеристики в тригонометрии, чем они отличаются от созвучных им функций, которые аккуратнее было бы называть не тригонометрическими, а гониометрическими.

Представляем, как выглядят графики основных гониометрических функций, а также для каких именно функций арксинус, арккосинус и другие являются обратными.

Начав с решений простейших тригонометрических уравнений и неравенств, будем постепенно рассматривать всё более сложные их виды. Познакомимся с методами разложения на множители, замены, вспомогательного угла. Отдельно остановимся на подходах к решению тригонометрических уравнений и неравенсты с помощью графиков.

Если успеем, поговорим также о тригоньметрических уравнениях и неравенствах с параметрами. Ну, а если нет – отложим этот вопрос на следующий учебный год.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Логика. Доказательство. Логическое программирование (для 9, 10 и 11 классов)

Логика – язык математики. Что такое аксиома и теорема.

Виды теорем: необходимое и достаточное условие, существования, единственности и другие. Методы доказательства: прямые, обратные, "от противного" и прочие.

Логическое следствие. Логический вывод. Компьютерные методы доказательств.

Логическое программирование – альтернатива алгоритмическому программированию.

Преподаватель:
Дмитрий Петрович Боголюбов

Основы анализа бесконечно малых. Теория пределов (для 9, 10 и 11 классов)

В течение месяца поговорим об основаниях современного математического анализа: решение каких задач потребовало от математиков введения новых фундаментальных понятий, как люди формулировали свои представления о непрерывности на языке математики в прошлом. Дадим современное определение предела последовательности и научимся простым правилам исчисления пределов. Закончим определением предела функции.

Преподаватель:
Владимир Витальевич Дворкин

Решение уравнений (для 10 и 11 классов)

На занятиях познакомимся с различными инструментами решения уравнений и рассмотрим множество примеров, от простейших (базовых) до весьма нестандартных. В процессе решения уравнений изучим необходимую теорию.

Наполнение курса будет существенно зависеть от интересов и подготовленности учащихся группы.

Преподаватель:
Денис Олегович Илюхин

Введение в неевклидовы геометрии (для 10 и 11 классов)

В рамках данного мини-курса обсудим специфику евклидовой и некоторых неевклидовых геометрий, предложим классификацию существующих геометрий.

Вопросы, которые постараемся рассмотреть:
1. Евклидова геометрия как метрическая и аффинная геометрия.
2. "Неевклидовость" в широком и узком смысле. Абсолютная (нейтральная) геометрия как частный случай упорядоченной (ordered) геометрии.
3. Гиперболические (Лобачевского-Бойяи) и эллиптические (в т.ч., сферическая) геометрии.
4. Неархимедовы геометрии.
5. Бесточечная геометрия Уайтхеда.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Основы процедурного программирования. Продолжение (для 7, 8 и 9 классов)

Кратко повторив материал прошлого семестра, перейдём к новым темам: познакомимся с вещественными типами данных, новыми конструкциями языков процедурного программирования в целом и языка Паскаль в частности: массивами, строками и множествами. Подробно остановимся на том, в каких форматах хранится текстовая информация, чем отличаются ASCII-строки от Unicode-строк, что такое кодировки UTF-8 и UTF-16. Попробуем применить полученные знания для решения математических задач, решение которых вручную заняло бы слишком много времени.

Преподаватель:
Сергей Генрихович Чернацкий

Алгоритмы и искусство представления данных (для 10 и 11 классов)

Поговорим о массивах/списках разной размерности/вложенности, о множествах и словарях. Посмотрим, как удачный выбор представления данных упрощает алгоритм решения задачи. Научимся структурировать программы и организовывать решение подзадач в виде функций. Поговорим о рекурсии. Посмотрим, как превратить рекурсию в итерацию. Познакомимся с динамическим программированием. Почувствуем, как богат и красив мир алгоритмизации!

Инструменты: решать задачи можно будет на любом языке программирования. Основной язык при объяснении материала Python.

Требования к учащимся: знания основных алгоритмических конструкций. Желательно знание массивов/списков.

Преподаватель:
Мария Петровна Гришкина


Списки учащихся по группам (открываются в новом окне)

Группа М411, математика
Группа М412, математика
Группа М413, математика
Группа М414, математика
Группа М415, математика
Группа М416, математика
Группа М417, математика
Группа Ф411, физика
Группа Ф412, физика
Группа Ф413, физика
Группа И411, информатика
Группа И412, информатика


Списки групп по учащимся (открываются в новом окне)

7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс